Профсоюзы в России: имитация работы или реальная защита трудовых прав?

     Во времена СССР все трудящиеся состояли в профсоюзах, которые обеспечивали их путевками, организовывали культурные мероприятия и даже оказывали материальную помощь нуждающимся. К настоящему моменту профсоюзы играют все менее значимую роль, но продолжают функционировать. Для чего они нужны, как работают и есть ли альтернатива – читайте в статье.

Комментариев пока нет,

но вы можете стать первым.

 

Пишите нам!

     Профессиональный союз – профсоюз – представляет собой объединение людей, которые связаны между собой по роду деятельности. В основном известны профсоюзы, объединяющие работников какого-нибудь предприятия или отрасли.

 

     В классической экономике профсоюзы – сила, противостоящая работодателям в вопросах оплаты труда и условий работы.

 

     Впервые прообраз профсоюзов возник в XIX веке как ответ сил пролетариата против эксплуатации трудящихся капиталистами. Изначально создавались так называемые «трейд-юнионы» (Trade-Unions), которые к 1868 году вошли в единый Конгресс трейд-юнионов. Этот конгресс и стал основным органом по координации движения профсоюзов.

 

     К первой половине XX века профсоюзное движение распространяется по всему миру. Не в последнюю очередь это происходит и из-за политизации движения под влиянием марксистов. Благодаря этому в 1917 году профсоюзное движение достигает пика и в России.

 

     В западных странах в XX веке профсоюзы стали тоже достаточно влиятельной силой, сохранив при этом независимость. После окончания Второй мировой войны был зафиксирован пик популярности профсоюзного движения. Однако уже с 70-х годов, по мере экономического роста стран Европы, профсоюзы постепенно теряют трудящихся.

 

     К настоящему времени профсоюзы охватывают в Европе порядка 10-15% работающих, тем не менее организации остаются влиятельными. Сейчас права трудящихся в большей степени защищены законодательством, тогда как профсоюзы занимаются, в основном, контролем.

 

     В России в 1918 году создается Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС). Он становится фактически государственным органом власти и успешно функционирует вплоть до распада СССР.

 

     В советское время ВЦСПС был крайне влиятельной структурой, объединяющей как законотворческие, так и исполнительные и контрольные функции:

 

     - участие в разработке планов развития народного хозяйства;

     - реализация социалистического соревнования;

     - участие в разработке и внесение на рассмотрение законов;

     - разработка инструкций, правил и разъяснений по трудовому законодательству;

     - руководство социальным страхованием и санаторно-курортным лечением, и другие функции.

 

     По сути, совет профсоюзов был верховным органом власти в сфере трудовых отношений. Это противоречило изначальной идее профсоюза – по факту ВЦСПС был государственным органом, который, тем не менее, существовал не на средства бюджета, а на профсоюзные взносы трудящихся.

 

     Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов – ВЦСПС – существовал до 1990 года, когда первый учредительный съезд республиканских профсоюзов РСФСР принял решение отказаться от идей марксизма-ленинизма и создать на базе ВЦСПС новый орган – Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР). ФНПР является преемником советского ВЦСПС, в том числе и по владению имуществом.

 

     История отношений ФНПР с российской властью после распада СССР началась с противостояния. В 1992-1993 годах Федерация организовывала массовые протестные акции против политики властей, однако особого успеха они не имели. В 1993 году было подписано соглашение между ФНПР и правительством касательно тарифов по оплате труда, но оно не выполнялось. В ответ ФНПР снова организовала массовые акции протеста, которые поддержали уже миллионы людей.

     В дальнейшем власти заморозили банковские счета ФНПР, после чего в Федерации сменилось руководство. Боясь ликвидации, ФНПР отказывается от противостояния с правительством.

 

     Затем происходят изменения, которые лишают ФНПР существенной части власти и ресурсов:

     - принимаются законы в сфере труда, упрощается увольнение активистов профсоюзов;

     - создается государственная инспекция по труду, что лишает ФНПР полномочий проводить профсоюзную техническую инспекцию;

     - счета Фонда социального страхования переводятся в Федеральное казначейство из принадлежащего Федерации банка «Солидарность».

 

     Как результат – в 1990-е годы быстро сокращается численность членов профсоюзных организаций и руководящих органов. Динамику численности можно оценить по архивным данным:

 

     Более чем вдвое сократившиеся ряды ФНПР принесли соответствующее снижение доходов Федерации и ее региональных представительств.

 

     К настоящему времени ФНПР является самой крупной общественной организацией в стране, включая 120 членских организаций. Почти в каждом регионе действует своя Федерация профсоюзов, которая входит в ФНПР. Также сюда входят 40 отраслевых профсоюзов.

 

     Что касается первичных ячеек (которые создаются на предприятиях), то точных данных в открытом доступе нет. Однако по неофициальной информации, в ФНПР входит около 190 тысяч первичных ячеек.

 

     В каждой ячейке численностью больше 300 человек от работы «освобождается» один человек. Он фактически работает в профсоюзе, получая от него зарплату. Всего таких «освобожденных» работников по стране около 50 тысяч, что ставит ФНПР в один ряд с крупнейшими работодателями страны.

 

     Кроме того, ФНПР обладает объектами инфраструктуры – санаториями, пансионатами, стадионами, гостиницами и т.д. Всего профсоюзам принадлежит около 400 объектов инфраструктуры, которые на постоянной основе приносят доходы.

 

     На Западе профсоюзы выполняют важную роль в жизни трудящихся – защищают их права перед работодателями, участвуют в переговорах, а также организуют забастовки и акции протеста. В России Федерация профсоюзов не проводит акций протеста и не одобряет их, нет и соответствующего бюджета на их организацию.

 

     Что касается защиты прав трудящихся, профсоюзы часто подвергаются критике как неэффективный инструмент. Так, ФНПР стала правопреемником ВЦСПС и занимается преимущественно социальными функциями – распределяет путевки, билеты на культурные мероприятия, и т.д.

 

     Реальной защите прав трудящихся профсоюзы уделяют не так много внимания. По статистике, каждый год юристы профсоюзов принимают участие в судебных спорах по вопросам трудового права – в 14-15 тысячах дел. Тогда как всего в судах первой инстанции только за 2014 год рассмотрено 507 тысяч трудовых споров. То есть, профсоюзные юристы участвуют всего в 3% трудовых споров.

 

     Формально члены профсоюзов могут претендовать на такие преференции:

получать юридическую помощь при необходимости обратиться в суд по трудовым вопросам;

использовать льготы, которые предлагаются работодателем, в полной мере;

приобретать путевки на санаторно-курортное лечение и отдых по льготным ценам;

привлекать профсоюз для решения трудовых споров на уровне работодателя;

принимать участие в работе профсоюзной организации.

     За это члены профсоюзов вносят взносы – обычно это 1% от зарплаты. Взносы удерживаются при выдаче зарплаты и передаются первичной организации. Около 80% от взносов остается в первичной организации, 15% идет региональной Федерации, а остальное перечисляется в ФНПР.

 

     По факту активность профсоюзов проявляется в организации митингов и других массовых мероприятий (как правило, они не носят резко протестный характер). Например, ежегодно именно профсоюзы организуют шествие трудящихся на демонстрации 1 мая.

На федеральном уровне проводятся форумы и акции. Например, в октябре 2018 года ФНПР была проведена Всероссийская акция профсоюзов «За достойный труд!». Акция эта заключалась в проведении заседаний трехсторонних комиссий и митингов. Поучаствовали в акции, по данным ФНПР, около 860 тысяч человек.

 

     Работа профсоюзов в России, по большей части, оценивается как неэффективная. Вместо реальных действий по защите прав трудящихся профсоюзы активно сотрудничают с работодателями. Это нарушает базовый принцип их организации – независимость и следование защите прав работников.

 

     Основная причина критики – это действия профсоюзных организаций ФНПР в интересах работодателей. Вместо того, чтобы выдвигать требования о повышении оплаты труда и обеспечения приемлемых условий труда, активисты занимаются борьбой с хищениями, организуют праздничные мероприятия, политические акции и шествия.

 

     Членство в профсоюзе для многих работников вообще становится неожиданностью, так как их принимают туда еще на стадии трудоустройства. Люди не знают свои трудовые права, а профсоюзы никак на это не влияют.

 

     Критика профсоюзов связана и с тем, что Федерация и ее региональные и отраслевые подразделения не публикуют никакой отчетности. Точно неизвестно, на какие средства функционируют профсоюзные организации, каким имуществом они управляют. Так, если в 1991 году на баланс Федерации перешло около 1500 объектов инфраструктуры, то к настоящему времени их осталось менее 500. Точный же список имущества остается неизвестным.

 

     Профсоюзы, входящие в ФНПР, активно поддерживают действующую власть, в том числе и непопулярные решения (например, решение о монетизации льгот). Но даже если на официальном уровне ФНПР не поддерживает решения власти, как в случае с повышением пенсионного возраста, профсоюзы не в состоянии как то на это повлиять.

 

     Представители Федерации принимают участие в разработке и обсуждении законопроектов в сфере трудовых отношений. Но зачастую их инициативы заведомо невыполнимы (как недавний законопроект об удвоении размера МРОТ, который не был поддержан в парламенте).

Таким образом, профсоюзное движение под эгидой ФНПР занимается, преимущественно, формальными обязанностями. Как результат – по данным опросов только 12% россиян положительно оценивают роль профсоюзов.

 

     Неэффективная работа «официальных» профсоюзов и их тесная связь с работодателями способствуют тому, что численность работников в них постоянно снижается.